Ездить в Ижевск было приятным и понятным делом, как,
например, в Березники. Ну, и поехали на очередной фестиваль.
Вообще, фестиваль самодеятельной песни в ДК не предполагает
камерности, и поэтому, чтобы пробиться чуть ближе к людям, необходима
какая-нибудь игра, выносящая ощущения и эмоции зрителей за советский зал,
занавес, стулья.
Ну ЧТО может это сделать? Концерт Мирзаяна? На дворе 83-й
год – помню свои мысли о правлении Черненко. А конкурсный концерт – это фарш из
всего съедобного содержимого КСП-шной тусовки города. Когда единственный
критерий – съедобность, со вкусом возникает проблема. Это, понятно, относится
не только к Ижевску (до чего у нас доходило – в статье «Как мы проводили…»).
Понятно, что всё сказанное – головная боль организаторов. Тем более таких
продвинутых, как ижевцы. Еще раз – всю эту стихо-музыкальную кашу обязательно
надо чем-то объединить, причем так, чтобы выступающие ПОПАЛИ в предложенный
формат, вне зависимости от их желания.
Теперь к ситуации. Как я это помню. На сцене – ижевцы. Уже
и не вспомню, кто; да и не важно. И запускают то, что называлось тогда – тематической
композицией (или «тематичкой»). Можно смеяться, но и ЧТО говорили – не помню.
И, вообще (можно смеяться еще сильнее), – практически всё неважно. Кроме двух
вещей – логика стихов, слов и песен в тематичке – о том, что были не так давно
(например, в любую из прошедших войн), идеи, за которые человек готов был
умереть. И, второе,были люди, которые
могли повести за собой не потому, что приказали. А потому, сами решали, что
делать с людьми, которые на них смотрят в ожидании ответов.
Т.е. глядят на эти посылы люди из зала и говорят себе: «да…
Это так». А некоторые, даже – «верю».Т.е.
всё удалось, всех объединили – каждому выступающему дают целый зал, дескать,
веди за собой – получится - не получится. Прямо скажем, элегантность решения
мне понравилось, да и форма, по обрывкам воспоминаний – была ничего (даже,
кажется, танцевали)…
И вроде уже всё закончилось.
Но кто-то, чуть ли не Петя Плетнев, кладет на рампу помятый
боевой рожок (трубу, на которой играют «подъем» … где такую настоящую нашли –
непонятно…). И далее со сцены звучит текст, из которого становится понятно, что
тот, кто может повести за собой, пусть берет этот горн и ведёт.
Тут меня, успокоившегося и расслабленного от удачного
сценарного решения, вдруг рвёт на части. Потому, что после мысли «…берёт этот
горн и ведёт» легко, и органично, как сорвавшийся камень под гору, вылетает
следующая: «…а тот, кто не может, тот – за предложенным нами форматом». Блин. Всё
поменялось. Не взял гудок – не пожертвуешь жизнью, не поведешь за собой, зачем
выходил к людям лицом, зачем пел им слова, зачем они ждали от тебя звука горна…ты
кто вообще? и зачем пошел на сцену , если горн не берешь? …а возьмешь, что с
ним сделаешь? – унесешь? …подудишь? …А в зале тогда, кто? Если нет таких, кто
возьмет горн? А если возьмет, то, зачем? …
…Вот сегодня, наверное, я бы взял горн. На самом деле. Просто
вышел бы на сцену по боковой лестнице и взял. И сказал, со сцены в микрофон,
что это нечестно. Потому, что есть, наверное, в зале люди, которые пожертвуют
жизнью, если надо. И поведут за собой. И, ставить их в положение, когда любое действие
неизбежно показывает их неискренность или неумение – неправильно. Потому, что у
тех, кто сценирует действие, есть своя ответственность (от слова «отвечать»).
Когда ты кричишь «Пожар!» в темный, забитый людьми
зрительный зал – ты должен понимать, что ты делаешь. В этом случае, пользуясь доверием к себе, ты создал ситуацию и не дал ответ. Даже
организационный.
…После концерта поехали на квартиру к кому-то из Девятки. И
там я это всё им и вывалил.
… Было что-то типа Куликовской битвы. Река Калка три дня
текла кровью…
Хотя нет, скорее, типа Бородино...
Ижевцев было, по-моему, семеро, а я почему-то один (со
своей позицией). Куприянова и Хроленко (по-моему), оказавшиеся в этой же
комнате, были моими союзниками, свидетелями, понятыми, бытописателями и иногда подтаскивали
патроны.
Мы, конечно, не договорились. Но и не поссорились.
Правда, откуда-то потом прилетело, что про меня после этого
стали думать, как про засланца КГБ. Но это другая тема – тогда про всех по
очереди так думали те, кто думать умел…