Пятница, 19.04.2024, 10:52 Приветствую Вас Гость

КСП ППИ

Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » О том времени

Уже История

Волшебное слово КСП…

 

Введение

Из интервью:

-    …Какой год можно считать годом рождения фестиваля КСП ППИ?

-    1980 год.

-    Сколько лет просуществовал фестиваль?

-    Он существует  до сих пор.

-    Но ведь прошло 26 лет! А на скольких из них Вы побывали?

-    На всех 26-и…

 

Без сомнения фестивальное движение КСП – интереснейшее явление в нашей жизни. Бывает так, что раз посидев возле костра в кругу друзей, послушав или даже исполнив песни под гитару, человек считает себя посвященным в священное братство любителей самодеятельной песни, или как ее еще называют авторской, или туристской, или бардовской. Ну, в прочем, не в названии дело. А дело в том, что, открыв однажды, человек не расстается с ней всю жизнь.

Она рядом в детские годы, в компании сверстников, сидящих на подоконниках и  терзающих видавшую виды гитару. В студенческие годы песня превращается в прекрасную, иногда задумчивую, иногда отчаянную подругу,  немного чопорную рядом с тобой на сцене «Студенческой весны» или дерзкую, но такую компанейскую в вагоне электрички. В зрелые годы песня любит, взяв тебя под руку, надев украшения, выйти в свет, посетить бард-кафе или встретиться с подругами в каком-нибудь концертном зале и, наконец, вспомнить молодость в тесном кругу, тех, с кем прошел жизнь, под тихий шелест опадающей листвы, с домашним запахом шашлычного дымка, слегка отдающего горчинкой, вздохнуть: «А много ль нам досталось за жизнь таких минут».

В чем секрет притягательности авторской песни? Что заставляет тысячи людей, забыв про дела, оставив уют, невзирая на любую погоду, ехать, порой за многие-многие километры, на очередной слет КСП? Что объединяет их, словно перелетных птиц, в огромные стаи, с завидным постоянством снова и снова мигрирующих в ставшие родными места проведения фестивалей?

Попробуем ответить на этот вопрос. И, отдавая должное историческому подходу, рассмотрим составные части этого удивительного явления, иногда называемого «самодеятельная песня».

Как и в любом другом деле, основу его составляют люди. Вначале расскажем о тех, кто стоял у истоков,  кто вынянчил его, поставил на ноги, кто выпустил в долгий самостоятельный путь.

Данная работа посвящается клубу самодеятельной песни Пермского политехнического института. Конечно, сейчас уже нет такого названия, переименован сам институт, изменил форму клуб, он превратился в многообразное явление краевого масштаба, известное, впрочем, далеко за пределами  самого Пермского края. Это естественно. Мы сами порой меняем свои фамилии, приобретаем со временем новые более объемные формы, но в душе все равно остаемся прежними, озаренными вечно молодой творческой идеей.

Актуальность работы обусловлена почти полным отсутствием материалов, рассказывающих об истории возникновения движения КСП в Пермском крае и в частности о его родоначальнике – КСП Пермского политехнического института. Во всяком случае, автору не удалось найти их ни в печатных изданиях, ни на Интернет-сайтах. Основным источником информации явились частные архивы и интервью с активистами движения КСП.

Большую благодарность за помощь, оказанную при подготовке данной работы, выражаю Д.Сапегину – хранителю архива материалов, посвященных КСП ППИ, О.Филичкину – мэтру КСП и многим другим, поделившимся своими воспоминаниями, помогавшим в поисках и подборе материалов, и просто вдохновляющих на написание реферата.

 

1. Клуб…

 

Большая советская энциклопедия приводит следующее определение слову клуб: «Клуб (английское club), общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений.

Клубы впервые появились в Англии в 16 веке. В начале 17 века был основан один из старейших английских клубов - "Фрайди Стрит", среди членов которого был У. Шекспир. Позднее здесь появились политические клубы. Многие из них стали центрами объединения оппозиционно и революционно настроенных элементов, что побудило Карла II издать в 1675 указ о запрещении деятельности клубов.

Однако они продолжали действовать. В 18 веке возникли литературные клубы, а затем спортивные, яхт-клубы и другие…»

В далеком 1980 году А.Пичкалев (известный как бывший директор Пермского театра драмы) как-то сказал  студенту строительного факультета Пермского политехнического института Владимиру Лунегову: «Вова, почему ты до сих пор еще не создал клуб?»

Действительно, к тому времени в Политехе были хорошо известны по «Студенческой весне» такие исполнители авторской песни как Сергей Чикулаев и Людмила Квятковская с факультета авиадвигателей, Олег Филичкин, Эдик Ройтман, Паша Богданов и Марина Яковлева с электротехнического факультета,  вокальная группа «Эхо» в составе Валентины Берг, Людмилы Бегишевевой, Светланы Бурдиной – тоже с электротеха. С МС-а были Валерий Кокшаров и Николай Шестаков. Сам Владимир Лунегов представлял на строительный факультет студенческой весне уже два года. Эти люди и составили основу клуба самодеятельной песни, который появился в Пермском политехническом институте в 1980 году. Организация клуба прошла достаточно буднично – в 101 аудитории собрались упомянутые люди и договорились о том, что будет концерт из того репертуара, который уже был.

Собрался полный зал. Был огромный успех. Концерт прошел при полном зале, со сцены было объявлено о том, что клуб ждет новых членов, В клуб пришли  Сергей Леонтьев, Дмитрий Сапегин, и еще много других одаренных и зараженных вирусом КСП ребят.

 

Стали собираться по средам, наслаждаясь общением. Концертов в ВУЗах, на турслетах и студенческих общежитиях города казалось мало. Появилась идея: «Давайте организуем фестиваль КСП!»  Горком комсомола идею поддержал, хотя и сильно рисковал при этом: форма фестиваля не позволяла четко фильтровать исполняемые песени по «нужной» тематике и содержанию. В то время многие авторы песен и стихов находились под запретом.

Однако, одержимые энтузиазмом, студенты  сумели своими силами разработать организационную и художественную программу фестиваля. Он назывался «1й городской конкурс самодеятельной песни и прошел во ВВКИУ».  И все получилось! А разве могло быть иначе, когда среди организаторов были такие люди как Людмила Бегишева, которую все просто называли супермотором, и Олег Филичкин, пользующийся непререкаемым авторитетом в области музыкальных решений.

С тех пор фестивали стали проходить ежегодно. Феномен фестиваля КСП заключался в том, что он проходил при любых обстоятельствах. Не дадут денег? Не будет погоды? Имеются административные проблемы? Все равно 2000 человек  приедут, и фестиваль состоится. Незаметно для окружающих будут решены множество организационных вопросов, касающихся питания, охраны, электричества, соблюдения санитарных норм, режима дня, медицинской помощи, творческой программы и еще многое, многое другое.

Это кажется фантастикой, но присмотритесь внимательней, и как на фотобумаге начинают проявляться незаметные и удивительные для постороннего глаза вещи.

 

Вот ранним утром, из стоящей на маленькой речке со смешным названием Бабка деревеньки на сырую от утреннего тумана поляну завернул старенький снятый  за символическую плату грузовичок. Из его кузова на землю спрыгнула небольшая группа людей. Без суеты и лишних слов они разгрузили привезенный горбыль, застучали топорами, и как грибы после дождя на поляне стали появляться сцена, столовая, умывальники, застрекотала переносная электростанция, зажегся свет и, хрипло прокашлявшись, задышали динамики. Кто эти люди? КСП-шники!

 

В прошлом активный участник движения КСП Дмитрий Сапегин признается, что и сегодня воспринимает для себя авторскую песню как органичную часть самого себя, часть своего тела. Нет чувства любви  и восхищения, ведь было бы странно восхищаться собственной рукой или ногой. Есть нечто большее.

«Для тех, кто готовит фестиваль, главное – даже не петь и играть, а отдавать себя общему делу, чтобы это дело приносило счастье окружающим, порой паять, носить аппаратуру, делать то, что нужно в данный момент», - говорит  Дмитрий.

Некоторые люди имеют традицию ходить 31 декабря в баню, тусовка же КСП собирается ежегодно в последние выходные мая. Уже остались в истории фестивали на Ергаче, Курашиме, Увале. Сегодня это – база «Уральская» - берег реки Ирени, рядом с Кунгуром.

Когда группа людей в потрепанных куртках и с рюкзаками шумно садится в электричку и вдруг …начинает играть на хороших гитарах, петь песни на хорошие стихи прекрасно поставленными голосами в оригинальной аранжировке. И первоначально возникающее чувство неудовольства у пассажиров, сменяется на удивление, а потом переходит в восторг.

Алексей Мельников так описывает свои впечатления об очередном фестивале: «Четкая организация, никакой суеты и беготни. Отлично справлялись со своими задачами администратор, комендант и его взвод, распорядители площадок, врачи, милиция, ведущие. Но это техническая работа – она только базовая для творческой. Творческая же работа, мне кажется, доставила истинное удовольствие многим – и слушателям, и авторам, и организаторам. И главное – на фестивале было нормальное человеческое общение – с помощью песни и без оной. И была Песня. Хотя… кто-то, может, думает по-другому. Это же только мой вывод. Увидим – как это получится в будущем году. Вам интересно? Приезжайте».

Дмитрий Сапегин добавляет: «Здесь нет явного  деления на то, что теперь «круто», а что нет. Сюда вполне могла приехать незнакомая девочка из глубинки, сделать концерт на 30 минут, да такой, что все были просто в шоке.

…Гриша Данской, Юля Балабанова – гении жанра. Возможно, какой-нибудь знаток и может сказать, в чем тут отличие от Вероники Долиной, но обычным гостям фестиваля это не важно, важны лишь гармония, душа, искренность и принципиальное отсутствие вранья в форме и содержании».

 

…Нельзя не уделить внимание особенной атмосфере, царившей тогда в клубе. Во-первых двери его были открыты для всех. Сюда мог прийти каждый. И приходили многие, да оставались далеко не все. И это при том, что формально в клубе не было жесткого единоначалия, явного лидера. В этом и заключается феномен КСП ППИ. Лидера не было, но лидеры были. Лидерами были те, кто был в состоянии удержаться в этом коллективе. Каждый член клуба отдавал себя общему делу целиком. Вкладывал в клуб всю свою энергию. А ее было ой как немало. Понятно, что новичку в такой атмосфере было поначалу очень тяжело. Выдерживали не все, но тот, кто выдержал, навсегда становился членом этого фантастического братства, на всю жизнь, куда бы судьба его не забрасывала.

Конечно, в клубе были свои корифеи, были просто новички, но работы хватало всем. Клуб образно можно было разделить на несколько составов. Первый – самые именитые и опытные. К ним в первую очередь относился ансамбль «Берег» под руководством О.Филичкина. В него в свое время входили Олег Филичкин, Александр Глухов, (Иван Злобин)  Людмила Бегишева, Марина Яковлева, Татьяна Погорелая.

Он участвовал в самых престижных конкурсах, пел на большой сцене, очень много гастролировал, его участники были постоянными членами различных жюри. (Гастроли «Берега» достойны описания в книге)

Были и другие ансамбли («Колокола», «Эхо – женская вокальная группа «Берега», дуэты без названия) и, так называемый, «второй состав». Эта наиболее многочисленная группа состояла из тех, кто достиг мастерства в своем жанре, уже получивших известность и завоевавших любовь слушателей. Их  выступления составляли основу фестивалей КСП, соревновались в конкурсах с клубами из других городов.

«Третий состав» – нес ценности авторской песни преимущественно на туристические слеты и соревнования, в пионерлагеря, где обстановка позволяла компенсировать неточности исполнения безукоризненностью интонации и камерностью репертуара.

Но не только из песен состояла кипучая деятельность -  приглашение и организация концертов гостей, оформление, работа с текстами стихов и песен, обучение игре на гитаре, собственно пению, работа с концертной аппаратурой, с записями…

Постепенно КСП ППИ перерос в городской клуб «по организационной части». Приходилось брать на себя ответственность за фестиваль, за организацию концертов авторов, за эстетическую позицию Перми. Первый президент КСП ППИ Владимир Лунегов в 1982? году организовал КСП ДК Свердлова. В Перми появилось место, где люди могли просто петь, не нагружаясь миссией, организацией фестивалей, взаимоотношениями с ВЛКСМ и КГБ.  Организация клуба бывшим лидером КСП ПИИ шагом, который поддержали в Политехе и во всей КСПшной тусовке. Руководителем КСП ППИ был выбран Олег Филичкин.

Уход отца-основателя в для создания другого клуба был встречен на удивление с пониманием и искренними надежами на развитие процессов в КСП-шной среде. Видимо, эти надежды и повлияли на то, что между клубами на всё время их существования  сложилась долгие и теплые человеческие и творческие отношения.

С 1981 г. начали возникать клубы и в других городах области.

 

Начались поездки друг другу в гости. Выступать приходилось очень много. Но и в других клубах «не лаптем щи хлебали».Так, КСП г. Березники из примерно 20 человек, приезжая в Пермь, мог организовать одновременные выступления на трех площадках.

На фестиваль приезжали группы из Москвы, Челябинска, Нижнего Тагила, Кирова, Ижевска, Казани, Екатеринбурга и других городов. В разное время в гостях у клуба были Леонид Сергеев, Александр Суханов, Сергей Бальцер, «Зеленая лампа» из Тагила, великолепный ансамбль «Зеркало», Владимир Ланцберг, Александр Мирзаян, Олег Митяев, и очень многие другие.

В 1982  году  КСП ППИ было предложено сопровождать победителей «походов по местам боевой и трудовой славы советского народа» в их поездке по Западной Африке. Условием поездки  было – проведение концертной командой в установленные сроки очень большого количества концертов. Естественно, дело дошло до того, что участников клуба стали узнавать, повсюду и приходилось здороваться с абсолютно незнакомыми людьми. Потом были поездки атомном ледоколе по Северному морскому пути от Архангельска до порта Певек, по реке Лене, на Дальний Восток до Камчатки...

 

Перестройка многое поменяла в жизни клубов. Если раньше, в условиях запрета всего неформального, потребность самореализации  молодежи вырывалась наружу в виде  студенческих театров, КСП, порой в виде фарцовки, то после перестройки, когда были сняты многие ограничения, место и ранее понятная миссия КСП потеряла ориентиры, дело КСП на время затихло. Часть клубов перестала существовать, деятельность других из клубной перешла в личное общение, люди начали устраивать личную жизнь… Да и кончилось время, отведенное клубу социологами на время активной деятельности.

 

Не распался КСП ППИ – он прожил, сколько был должен прожить. Он остался как язык общения людей, которым есть, за что уважать друг друга...

 

Категория: О том времени | Добавил: kspppi_admin (16.12.2008)
Просмотров: 1944 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 5
5 Кочкунов Евгений  
0
В середине 80х работал на метеостанции Ак-Кем,под горой Белуха,Горный Алтай.Много прошло поющей публики.Пермские ребята запомнились особенно.Александр Глухов напел мне 4 кассеты,которые я до сих пор берегу и слушаю .
Где бы найти диски с его песнями?Куплю с радостью.
С уважением Евгений.

4 Gerasimchuk  
0
"Красиво и лирично, ей Богу. Вот только не рановато ли городить мемориал - это же совсем другой жанр", - так считает Серега. Позволю себе вступиться за автора. Реферат не пахнет мемориалом. А то, что пишутся рефераты на эту тему, так это заставляет задуматься о ценности того, что было. Мне кажется, мы сами порой не осознаем эти ценности, поскольку живы воспоминания, отношения между людьми, те песни, которые пелись, поются до сих пор. Для нас это прожитые годы и часть самих себя, мировоззрение и то, что определило направление в жизненной реке.
Те, кто учится жить и просто учится, уже не встанут в нашу реку, а вот зачерпнуть что-то могут. Или это плохо?

3 Корягин Алексей  
0
Очень приятно было прочитать, освежить память! Хочется добавить чуть-чуть доКСПППИшной истории (ведь не на ровном же асфальте всё выросло) , были конкурсы туристской песни в ДК Ленина 1979г, ДК Свердлова 1980г, на которых выступали и ППИ в разных составах, ПГУ (в т.ч. Е Матвеев) ПГПИ (в т.ч. А Корягин), г.Березники и мн. др. но это было разрозненное раз в год встречание. Может как-нибудь об этом напишу, тем более, что Дима просил. Хорошо бы кто-то помог всё вспомнить, а то могут быть неточности. С рождением КСПППИ всё встало на свои места. Конечно вначале это было на уровне фуррора, а затем нормальная жизнь. Совершенно не согласен с последними строчками "КСП ППИ-прожил..." неприятно напрашивается "тихо помер в своей постели". Всё же лучше : КСП переживал за эти годы разные формы своего состояния. Какое-то время у всех участников появились семьи, новая ответственность, затянули работа и быт, но сейчас мы довольно часто встречаемся, не только на фестивалях, но и дома, на дачах. ходим в походы. К сожалению окрепшие наши организмы позволяют нам больше пить, но при этом никто не забросил гитару, даже самую ломаную. И ну их к лешему социологов, которые отмерили сроки жизни КСП!

2 Назаров Сергей  
0
Красиво и лирично, ей Богу. Вот только не рановато ли городить мемориал - это же совсем другой жанр. Многие и многие из и поют и организуют и тусуются по сей день, да и тусовка серьезно расширилась. Для живых должно быть поживей, не находите?

1 repis  
0
Очень хорошая и добрая статья. Конечно, сейчас все вспоминается "сквозь памяти дюны", но самые яркие страницы - участие в фестивалях, концерт в ППИ, встречи с пермяками на разных фестивалях и у нас в Тагиле - это незабываемо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
О том времени [36]
Статьи в тему [0]
О происходящем [2]
СТИХИ [10]
С тем настроением...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Место 1-го городского фестиваля СП:
Всего ответов: 60