Это было, наверное, время было такое – всем, кто мог, умел
и уже говорил что-то людям, хотелось сказать большее, чем допускал жанр.
Подтекст был средой, в которой двигались, и само желание выйти за него,
порождало что-то большее.
Сейчас уже и не восстановлю (может, позднее), ЧТО в потоке
времени оказалось первым – ижевские тематички, наш Пролог или стихо-музыкальные
программы Жени Матвеева.Пересказывать
вязь смыслов, музыки и прямых обращений через столько лет – бессмысленно.
Главное, по-моему, – тот отпечаток, который остался.
Если об ижевских тематичках, то, это, в первую очередь -
«Аэропорт».
Обычная сцена на той березовой поляне. Лампочки, в
самодельных абажурах, висящие на
перетягивающих поляну проводах. Уже вечер, и декорацией становится темнота сентябрьского
леса. В свете только люди. Их слова. Стихи и песни. Они говорят прозой, но
афористично и видно, что слова формируют притчу. Они произносят стихи, и стихи
не чужды тому, что происходит. Видно, что всё не случайно. …И песни. Они
уместны – никто не приседает под них и ничего не изображает – понятно, что по
ходу именно здесь должна быть песня.
Иногда слова начинают гаснуть в тихом шуме ветра над
головами, но и так понятно, что происходит – человек уезжает из страны …«я прощаюсь
со страной, где Прожил жизнь, не разберу, чью…» и в аэропорту встречается с другом.
Один – про то, почему уезжает, а другой – почему не уезжает. Их потоки смыслов,
выраженные в словах, стихах и песнях – и есть конфликт, в котором нет ответа,
кто прав, чья правда сильнее. В своем странном стихо-песенном споре два друга
вынуждены повышать градус аргументации и чем он выше, тем сильнее рвет на части
зрителя, не имевшего (например, по простоте своей) позиции к моменту начала
этого полемического процесса. Ижевцы, вообще, не отличались милосердием к
эмоциям и интеллекту зрителя (см. «История о горне»)…
Если кто молодой, и не понял размерности – только выбор такой
темы для выступления на массовом мероприятии был основанием для воспитательной
беседы в парткоме с участием человека из специальных органов. А реализация этой
темы – типа, доведение её до постановки – основанием для запрещения подобного
мероприятия до построения коммунизма и поголовной переписи паспортных данных
всех присутствующих с написанием всем строгих писем по месту работы или учебы.
…А ты уже здесь, «в зале». Тебя никто не предупредил, что
будет акция с жертвоприношением социалистической идеологии. Что там думали
другие, не знаю, но сам как-то быстро определился – мне такая исследовательская
позиция всегда нравилась, и я достаточно быстро успокоился по поводу явного антисоветизма
(это вот когда ижевцы такую штуку во дворце завернули при полном зале, а в
тексте было про то, что «бывает, и коммунисты воруют» – Фил, свистя шепотом
«закроют же всё нахрен!!», начал нервно курить – он всегда за дело болелсильнее, чем я, как «аналитик»).
…Сидишь на неудобном дутике, и думаешь:«ага, вот это Клячкин», в вот Мирзаян,
наверное (тогда мало знали), а это чьё – сами, что ли настропали – они могут, …блин,
вот расперли – молодцы, и чё со всем этим делать будут?... не мирить же
персонажей?...» Развязка оказалась, значительно интереснее – когда «спор»
достиг пафоса, на сцену вышла девушка, по всему видно – не чужая ни тому, ни
другому персонажу…и в идеологическо - гражданский разрыв был вставлен
последний, самый мощный – личный аргумент. (И этим аргументом, конечно, была
Людка Бегишева – её подговорили сыграть эту ключевую роль без слов.)
Мы так и не узнали, чья взяла в
споре о том, что для человека Родина…и что значит любимая (ну, уж, наверное,
так предполагалось) девушка.
Погас свет и всё закончилось.
И потом еще долго спорили ижевцы – тогда, когда надо
выключили свет или позднее. И бегал в великом шухере Виталик Ураков, когда
после представления на ночную поляну въехала милицейская машина с мигалкой
(оказалось, кто-то из КСПшных друганов просто на служебной машине на слет
приехал – хорошо, что не пожарник или ракетчик…). И сомневалась Людка – хорошо
ли сыграла роль без слов…
Да много уже неважно. Но вот помню же. В избранное-то
памятью попало… И не выкинешь.
Ничего себе, ужасы. Кому что повезло в башку впечатать на столько лет. Кому тематичку, а кому бревно... Ты на полустанке-то на фото уже без повязки - вот и стерлось. А то я вспоминал - вроде с тобой ездили, да где-то провал в впечатлениях и разговорах, будто бац по башке и не стало Валерки на время...
А я, похоже, в это самое время лежал с перевязанной башкой в палатке. А дело было так. В сумерках мы дружно таскали к костру дрова и брёвна, на чём предполагалось сидеть вокруг костра. Я, ессесно с кем то из ижевчан, поволок из леса пилёное бревно. Ну принесли и по команде "и раз!" сбросили ношу с плеч. Причём постарались максимально близко к уже лежащим бревенчатым конструкциям лавок... Как хорошо что мудрость мироздания нам дана в ощущениях! Правда, иногда инструментом постижения мудрости являются грабли. Именно этот эффект сработал лежащим бревном в мой молодёжный лоб. Я широко раскинул руки и повалился на спину. Очки отлетели в сторону, а я лежал, как человек из песни Клячкина, спокойно глядя в небо. Тут присутствующие бросились искать Петьку Плетнёва, чтобы он вынес диагноз и что то умное сказал на тему одного из двух вечных русских вопросов. Ну а мне то всё хуже и хуже и в первую очередь оттого что головой я лежу в большом муравейнике, а из головы "молодая жизнь уходит тонкой струйкою в песок". Тут приходит хмельной Петя с такими же друзьями хирургами и начинается консилиум. Причём, главный вопрос вокруг которого развернулась дискуссия, везти меня в город или зашивать здесь хрен знает чем. Ну мне удалось вставить своё мнение, вернее просьбу. Братцы, говорю, не растопчите мои очки и достаньте, пожалуйста, меня из муравейника. Доктора поняли, что я при памяти и может быть не всё так плохо. Потом решили просто обработать рану и замотать бинтами. Сказано-сделано! Потом перенесли меня в палатку и велели не шевелиться до утра. На следующий день мне даже удалось украсить концерт гостей исполнением собственной песни, посвящённой ижевчанам. Вид у исполнителя был боевой, практически щорсовский. Э-э-эй, кровь на рукаве!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]