Как мы проводили 1 Областной фестиваль самодеятельной песни
Была в жизни клуба одна история, рассказывая которую еще 10
лет назад, я замечал, что у меня, уравновешенного, вообще-то, по жизни
человека, начинали трястись кисти рук (медики могут прокомментировать)….
Городские фестивали на Ергаче, которые мы готовили уже как
команда с расписанным функционалом, куча концертов на в вузах, на базах,
слетах, в лагерях отдыха, в общежитиях и «в трудовых коллективах». И везде
ощущение, что в залах и аудиториях те люди, которые пришли слушать, именно то,
что поют и говорят со сцены. Да, так, наверное, и было.
Эта атмосфера породила и последствия – в долгих разговорах
с Валеркой Кокшаровым начали вырисовыватьсяконтуры экспансии самодеятельной песни по всей области. ( К слову – в
Березниках, к тому времени, Городской КСП был не менее деятельной и творчески
продуктивной бандой, чем КСП ППИ. – если Женя Бынов оттает – расскажет).
Сегодня уже не так важно, подкинула нам эту идею Люся
Квятковская, работающая уже тогда в обкоме комсомола (рядом с Трутневым) или у
самих щелкнуло, – предположилимы, что
будет крайне полезно, для культурного развития региона, если в малых городах
Пермской области организуются клубы самодеятельной песни. Для этого, конечно
надо было показать её во всей красе. Кому? – ну, наверное, руководителям
культурных учреждений; а увидят – примут (или не примут), а кто спросит чего –
организуем мастерские, где и растолкуем про особенности жанра.
Городские
фестивали организовывал горком ВЛКСМ, а интересы области представлял обком
комсомола, и мы тогда предполагали (я предполагал), что логика принятия решений
у горком и обкома – одинаковая. Оказалось, нет.
С ребятами из горкома была
(негласная) договоренность: они давали возможности, а мы ходили по краю идеологической
дозволенности. Краем, думаю, было попадание песен Мирзаяна или Галича на
конкурсный концерт. Впрочем, по-моему, цензурировать было некого, в концертном
качестве их никто не пел.
Люся
уехала (а, может, и отправили, в командировку) и поэтому обсуждать детали надо
было с человеком по имени Захаров. Большой, черноволосый, в обязательном сером
пиджаке и галстуке, очень спокойный и, конечно, абсолютно ничего не
понимающий в СП. Мы-то полагали, что надо хорошенько объяснить, детализировать
и привести в свои соображения и планы в принятую в комсомоле форму. И
отправлялся я на объяснение с Маринкой Ильиной и Галкой Куприяновой –
дамами,известными в узких кругах своей
рассудительностью. Валерку не брали. Уметь думать и уметь объяснять чиновнику про
творчество на чиновничьем языке – это разные вещи. Валерка придумывал, девчонки
пытались объяснить.
А вопросов, на которые надо отвечать было много: Что такое
самодеятельная песня? Зачем её как жанр надо продвигать по всей области? Кого
надо звать на это мероприятие? Людей? Коллективы? Какие признаки у них?
Профессиональные? Почему именно их? Кто
будет судить конкурс? Почему не профессионалы в музыке – т.е. композиторы?
Почему не профессионалы в стихах – поэты? Почему наши ансамбли не может судить
руководитель ансамбля народной песни? Что значит профессионализм в самодеятельной песне?
И это только общие вопросы. Не на
все из них мы знали ответы. И пытались найти готовясь к этим встречам, как к
схватке. Я даже Ленина сам начал читать, чтобы научиться ведению полемики (это
сейчас магазины завалены методичками и Интернет есть) и вставлять в голову
комсомольского работника в качестве аргументов партийные
стереотипы.
Там же ещё возникал целый пласт
организационной работы – помещение, разрешения, приглашение, размещение,
транспорт, гости, программа, аппаратура, запись, атрибутика, печать буклетов,
оформление сцены… Невозможно было поверить, чтоскладно жужжащие студенты в состоянии не провалить мероприятие
областного масштаба.
Понимания не возникало. Мы пытались
найти компромиссные варианты, но поскольку нас не понимали, а мы не могли
понять, в чем засада у оппонентов–
компромисса не получалось. А уже объявленная дата приближалась.
…Помню, как заваливались в клуб
втроем или вдвоем, я бросал на скамейку папочку с бумагами, которые таскал на
встречу и на «лестничном эффекте», продолжал спорить с Захаровым, нервно ища дырки
в его позиции… Иногда, при этом, натыкался на печальные глаза Лехи Леонтьева, который,
глядя на меня, грустил – «и ты Брут, продался большевикам…»
Подробно, и по нескольку раз об
одном и том же объясняя в обкоме, как надо проводить Областной фестиваль СП, мы
изложили там, чуть не под запись, всю технологию его проведения. Понятно, что у
столь могущественной молодежной структуры, как обком комсомола, не осталось
сомнений, что все нити управления в их руках. Теперь мы могли сделать декорацию
на сцену, буклет из литованых (ранее опубликованных) песен, могли выступать в
конкурсе…могли придти на это мероприятие…всё. Остальное взялся делать обком
комсомола.
Но по мере приближения даты начала
все больше направлений приходилось подбирать клубу – таким образом, мы, с
нашими понятиями, оказывались идеологически изнасилованными – то, что мы
сначала предлагали сделать быстро, правильно и на доверии к нам, пришлось делать в
последний момент и под окрики появившихся начальников. Понятно, что проблема
была в том, что мы не могли это бросить, поскольку оказались подперты своим
словом и «отраслевой» репутацией. Как Троцкий считал, что надо держать в руках
мосты и телеграф, обкомовцы до конца оставили в своих руках приглашение жюри и участников.
Это была ситуация игры на собственную
правоту, где ставки сторон шли на повышение. До самого первого дня.
Первый день наступил.
Утром в субботу мы с Иркой
Пашковской заканчивали рисовать декорацию на сцену. Я, как всегда, придавал
большое значение знакам и аллегориям, зашитым в образ мероприятия. И там, как
раз, получилась на редкость удачная и лиричная эмблемка. Что-то с прорастающим
листом – мы, несмотря ни на что, надеялись на правильные последствия
мероприятия.
В этот момент кто-то ввалился в
комнату клуба.
– Выеще ничего не знаете? – после таких подач обычно не звучит ничего
хорошего.
Наверняка, в ответ мы пошутили. Тогда мы шутили постоянно.
Но уже не помню как.
– ВДК начали прибывать участники. Знаете кто?
…
–
Там ансамбли народной песни с гармонями
и вокально-инструментальные ансамбли…
Ирка повернулась ко мне с кисточкой
в руках и спросила с нехорошей интонацией:
– Может , декорацию не повезем?
Я, конечно, покрылся пятнами, как
осьминог, поскольку всё понял. Практически до самого конца. И самого начала. Всё
провалится. И мы будем виноваты. Это подстава. И уже неважно, специально
организована или так сложилось.
– Повезем. К нам претензий не
должно быть.
…Во ДК Гознака было весело. По холлу
ходили немолодые женщины в зеленых концертных сарафанах с блестками, какие-то волосатые
ребята с электрогитарами, тети и дяди с видом учителей – это были приглашенные
из области работники культуры и среди этого праздника жизни – наши.
В глазах наших ребят читалось этакое недоверие к
реальности. Такое можно увидеть у заболевшего диареей – глаза дрожжат – не
знает человек, что будет последней каплей – звук или слово, когдапридется вскочить и убежать туда, где будет
немного легче.
Дальше не было логики.
Только проплыли перед открытием мимо нас Захаров со своим
начальником – Леновским. Мы кивнули друг другу. Было понятно, что они тоже всё
поняли. И тоже до конца.
…Женщины из народного хора надели зеленые кокошники и
вдохновенно запели «…разбрелись по России стада…(цитата из старых блокнотов)»…
стуча на весь зал ударником, пел свои песни о любви сельский
вокально-инструментальный ансамбль…пел песни мальчик в штанах, заправленных в
сапоги, подыгрывая себе на гитаре с картинкой девушки на
деке и звукоснимателем и … пела тетя с оперным голосом в черном платье, стоя у рояля с открытой
крышкой …. пел дедушка, с редкими золотыми зубами, играя на гармошке - «трактористы,
доярки и плотники и культурных связей работники…(это – цитата )»…
…И – среди этого Женя Матвеев, Фил с ансамблем, Дима
Бикчентаев…
…Наши девчонки, истерично всхлипывающие от сдавленного смеха
на задних рядах, и запах валерьянки… опустевший во время конкурсного концерта
зал, в которомостались сидеть участники
– они были из области и не могли уйти домой…наша компания, собравшаяся в
проходе и злыми голосами поющая «…нам слишком много вынести дано…»…член жюри,
спросивший, «а что, Окуджава и песни пишет?»
…творческая
мастерская, где директор Пермского хоровода сидел в президиуме и рассказывал
всем (и, видимо, Диме Бикчентаеву - как надо писать песни)… чайхана, в подвале
детского клуба в подвале башни на Слуцкой горе, где нас порвало, где соскочила
пружина, которая сжималась весь день и мы ржали, как только могли тогда ржать –
над всем, что уже произошло, над нашим дурацкими импровизациями,
сопровождавшими чайхану, где Кокшалов был Оле-Лукое, а я – мальчиком Ялмаром,
когда один просил, чтобы ему рассказали страшную сказку, а другой, конечно, с
удовольствием это делал…
При подведении итогов 1 Областного
фестиваля самодеятельной песни Леновский – начальник идеологического отдела
обкома ВЛКСМ в своем выступлении со сцены ДК Гознака обратил внимание на недостойное поведение
отдельных членов КСП ППИ , но в то же время отметил, что дверь обкома всегда
открыта для тех, кто готов к сотрудничеству.
"…И – среди этого Женя Матвеев, Фил с ансамблем, Дима Бикчентаев…" Только позавчера слушала эту историю, сегодня перечитываю, смакую подробности. И все-таки -вы победили. Фестивалю - быть!
Я помню стенгазету клуба с вотографиями Мигунова. Там был честно, без прикрас отражен этот фестиваль. На первом плане красовалось фото хора - дородные дамы в сарафанах и кокошниках (какашниках, как их прозвали все), а под изображением - известный в те времена партийный лозунг: "Не пропустим "Першинги" в Западную Европу!" Еще долго история про этот замечательный фестиваль передавалась из уст в уста, новички, ничего не понимающие на первых (а для некоторых и последних) парах с изумлением внимали тому, что им говорят, а приезжие друзья КСП-эшники после двух слов повествования начинали рыдать от смеха, как говорится, sapienti sat/
Ностальгировал, очевидно, Д.Е.Сапегин? Спасибо, Дима, очень повеселил. Эта статья, пожалуй, отражает эпоху не хуже, чем многие книги о том времени. Именно так проходило единение КСП с народом. Помню, однажды в ДК меня попросили поучаствовать в народном концерте. Массовица затейница спросила: "Что будете петь?" Я сказал: "Что-нибудь бардовское". Она: "Знаю, знаю! Мы это проходили в культпросвете в разделе "субкультурные явления".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]