Интересно, как гальванизирует идея. Не могу сказать "развивается", т.к. не наблюдаю развития. То, что поначалу кажется инновацией, на поверку оказывается вариацией известных форматов с известными издержками или упирается в непонимание (смущение, неприятие и т.д.) автора-исполнителя. Лет семь-восемь назад и у нас в Перми произошёл "кризис фестивального жанра". Подумали, прислушались сами к себе (у кого есть внутренний голос). Конкурс нафиг не нужен, давайте просто петь у костров и кого костры "вытолкнут" на т.н. Результирующий концерт, так тому и быть. Причём, представитель костра сам выходил на сцену сказать пару ласковых за своего выдвиженца. Таким образом предполагалась некая ответственность за свой выбор. Уже что-то свежее. Актуальный срез "развития АП в г.Перми". Это ещё не всё. Кроме того, на поляне объявлялось, что кому, кроме как попеть свои-несвои песни, ещё вдруг захочется "апоговорить", то тогда то, там-то, под кустиком будут сидеть пара ленивых товарищей, которым и костёр то в лом разводить в целях экономии эмоциональных сил для разговоров. Вот приходите, пойте, потом они вам чего доброго скажут, а вы им в ответ! И друзей зовите, тоже пусть пообщаются. А кто шибко понравится, того они тоже за руку могут на сцену вывести. Ну народ и повалил в субботу днём. "Где здесь прослушивание? Мы сегодня приехали-вчера не успели..." Дак вот только у тех балаболов, если не побрезгуете. Те приветливо встречают, да, мол, можно попеть, но потом и обязательно поговорить-послушать. Только про сцену, скорей всего, ничего не выйдет. "А смысл?" А бог его знает, может и нету смысла то... И пошли песни-разговоры. Да всё как-то не совсем про слова-музыку-гитару и вокальные данные. Всё в душу стараются залезть, да свою выкладывают. И потише можно петь и не обрывает никто на полуслове, наоборот, ещё просят. Кто-то уже ушёл, отчаявшись "прослушаться", кто то чай принес, кто то подругу привёл... И нерв этого действия не отпускает. Интонация определилась, гитара переходит из рук в руки. "По дороге позабыли кто украл, а кто украден". Тут сообщили, что концерт пора начинать, а вы всё поёте. Народ неохотно расходится, не поняв что за гриб сорвали, можно ли потреблять в пищу? Четыре часа резонансного общения в песнях и между ними. Причём на незнакомом досель языке. "Там на ином, невнятном языке поёт синклит беззвучных насекомых..." Вот так. А ты говоришь…
"Мастерские - дело сомнительное" - это правда. "Жюри - дело сомнительное" - конечно. А уж какое "сомнительное дело - костры", так я прямо и не готов сказать. Мои приборы определения сомнительности зашкаливают. Что же касается самоутверждения мастера - оно, конечно, бывает. От личности мастера зависит. Из того невеликого опыта, который есть у меня, могу сказать - все там зависит от личности. И если люди снова и снова идут к Мельникову и Кокшарову, может, эти Мельников и Кокшаров уже забыли о самоутверждении и пытаются понять, что и как тут с творчеством на Пермской земле и ее окрестностях? Может, оно тоже неплохо, что от личности много зависит. Только бы клоны не завелись. Но, думаю, такой опасности нет - настоящая личность как раз за самостоятельность и независимость. Всех личностей в целом и каждой в отдельности.
Мастерские - дело сомнительное, поскольку уровень матсеров как правило определяют сами мастера или люди, которые им симпатизируют. Часто мастерская превращается в процесс самоутверждения мастеров на тех, кому они хотят "помочь". Очень показательны в этом смысле мастерские , которые проводили члены жюри Второго канала нра груше в последние годы. С одной стороны делали большое дело, а часто отсеивали прекрасных авторов, не вчитавшись, не вдумавшись в их песни. Да и атмосфера там была частенько с гнильцой.
У меня есть видео, где Берг отвечает на вопросы Любе Соколовой на Груше. Возникло желание это застенографировать и выложить. Он там отвечает на вопросы по поводу Второго Канала. Пользительная, скажу тебе, Серега, штука. Это я не про Канал, а про ответы Берга. Это можно и здесь выложить. Думаю, Дима почитает и одобрит.
На самом деле, если серьезно говорить о мастерских, тем более, на фестивалях, возникает много мыслей, далеко не все - позитивные. Тем более о мастерских на таких крупных фестивалях, как Груша. Вспомни "Часовые" еще раз, Серега. Далеко не все однозначно. Не знаю, имеет ли смысл здесь это обсуждать, то давай, если нет - лучше отдельно поговорить об этом. Есть несколько "но", которые возникают.
Я прошел по ЦАПовской ссылке, почитал, что там пишут о мастерских многомудрые москвичи. Интересно пишут, но и интересно ходят по тем же граблям, от которых всячески предостерегают. Весь их профессиональный пыл мастеров направлен на достижение индивидуальных каких-то результатов. Даже если они говорят об общности людей, умеющих профессионально слушать и слышать (мысль, кстати, далеко не новая), все равно получается, что саму эту общность они не видят вне мастерской. В этом смысле мы москвичей сделали еще лет 7 - 8 назад, когда стали на мастерских говорить о позиционировании человека в определенной культуре. Это был достойный прорыв. И произошел он не в Перми, а в Кирове, на Гринландии. Вот там было легко говорить и с теми, кто поет АП, и с другими легко, потому что причины взаимного недопонимания обнажались отчетливо и транслировались без двусмысленностей. Для меня этот подход так и остался правилом, и самая крупная "медаль" какую я за него получил выглядит так: "Ты же его послал, а смотри, какой счастливый пошел" - это медаль "Часовых поясов" на Груше.
Очень интересно смотреть на весь этот процесс со стороны. Вальяжно развалившиеся Кокшаров и Мельников, окруженные толпой людей (у меня все заснято - не отвертеться!), внимательно вслушиваются в то, что им исполняют люди с гитарами. Волера периодически основательно впихивает свои очки в переносицу, традиционным жестом, схватывая рукой воздух, останавливает пение и хитро так смотрит на Мельникова. Лешка схватывает взгляд, растягивает рот в улыбке и, чуть наклонив голову, тянет: "Ну-у-у-у" И начинается! А Валерка со своего лежбища энергично выбрасывает руку вперед и, растопырив пальцы, потрясывает ею перед носом выступавших. Те, краснея и бледнея, выслушивают все, что им вещают гуру. Люди бывалые, скрестив на груди руки, повесив гитары за спину, слушают и иронически ухмыляются. Ну-ну, дескать, послушайте про себя! Знаем, плавали! Несмотря на достаточно жесткое обсуждение, народ тянется, поет, слушает. К середине дня мастера начинают петь сами. Показывать какие-то фрагменты каких-то песен. Периодически доносятся обрывки фраз о каких-то образах, о недотягивании мысли, о том, что "вот это здорово!" Обедают по очереди. Едят, что Бог послал, то есть, с близлежащего костра принесли заботливые друзья. И вот уже Мельников входит в раж, уже иногда почти кричит, что-то доказывая. В разговор вступают те, кто стоит вокруг. Их мнение выслушивают. Кто-то не хотел, но неожиданно для себя в этой энергичной атмосфере берется за гитару и начинает что-то напевать и, уже совсем неожиданно для себя, получает добро на выступление со сцены. Прибегает Анька Михайлова или Свекта, начинаются уговоры: "Пора, ребята, пора заканчивать, списки в оргкомитет пожалте". ... Списки на столе в оргкомитете, мастерская уже не работает. Мельников и Кокшаров уже в лоне дружеской компании, но работа в мастерской "догоняет" и здесь. Поэтому они, как тяжелобольные в бреду, периодически вступают среди всех в только им понятную беседу, уловив какие-то параллельные интонации в окружающем разговоре или звучащей песне: - А вот N фразу хорошую написал - Вот эту? ... И Валерка обязательно поднимет указательный палец выше головы, чуть наклонив ее вперед. И очки опять вдавит в переносицу.