Как мы влетаем в это параллельное
пространство? Где вход? Какие признаки у того, что попадем? …Тут ведь какая ещё
история – оно у каждого своё и вход свой, и признаки того, что сейчас всё
случится – тоже…Эх, если бы кто-то ещё прошёл бы этим путем…Ну да ладно…
«Че поем?» – это Фил так говорит,
бренкая по уменьшенным аккордам и заполняя ими пространство между фразами… А с
кем петь-то, чтобы всё произошло?
Ну, не менее трех. И обязателен зритель. Он дает энергетику.
Ещё тогда – песни «один на один» воспринимались как «поделиться своим». А когда
уже есть компания – «построить концерт». И главным в этом концерте было не
внешнее: быстрее – медленное, смешное – грустное, а удача – поймать настроение.
…Слово неправильное. Не
настроение, а струю… поток реакции тех, кто поёт или слушает. Этот поток – в
молчании, в подпевании, в паузах и
интонациях… он останавливается, когда звонок в дверь – кто-то пришел…кто? и
ассоциации разбиваются как воздушный шарик с водой об асфальт… или кто-то слева
веселым голосом: «а спойте Пандюшонка…» – и тоже всё замерло, наткнувшись на
невозможность объяснить, не поют это после «Альма-Матер»…
Зато когда понеслось,
вываливаются фрагменты в 3- 4 песни без перерыва – и это уже другой уровень,
как любимая, не раз прочитанная книга. Когда вся фишка в том, как твои, уже
готовые образы накладываются на место, на людей, на настроение, на ситуацию, на
то, что хочешь сказать всем этим людям, но пока в тебе – только давно известные
тексты…И только интонация, да выбор того, что дальше, могут тебе помочь не
пропустить момент и вложить в них то, что осталось несказанным.
И покатились кажущиеся
неразбиваемыми песенные триады, которые имеют смысл больший, чем каждая из них.
И чем их сумма – тоже. Потому, что у каждой есть своя История….где-то эта
триада появилась первый раз и те, кто поёт – Помнит… и видит этот Первый раз..
или второй… Перед глазами плывут уже не тексты (это понятно), уже не только
образы, а ещё и воспоминания – как взрывы…
Если Валерка: то… Море гладит
берег волной…Ах, зачем, скажи зачем…Сегодня нету книг, а завтра музыки не
будет… Это ижевский ДК – какие-то гримерки…пока ждем чего-то.
Если Фил: Нет мудрее и прекрасней
средства от тревог… Когда кончается сезон удачи... Дверь тихонько
отворилась…Это грохочущий тамбур, где поставили рюкзаки и девчонки сидят у
парней на коленях , а Олег держит свою «Резонату» практически вертикально.
Если Людка: Помнишь этот
город…Отчего в глазах прозрачно карих…В густом саду, под сенью спеющего манго…
Это чей-то день рождения и прокуренная кухня…
Если Маринку заставить: Отгорел
фейерверк… Несовершенны меры лиха и добра…Это Березниковский клуб в подвале…
Когда Глухов был: Марионетки всех
времен…В начале пригородной ветки… Привет тебе, мой непокой…Это районный
турслет, когда дискотека закончилась и у нашего костра, те, кому надо…
Или начинаются Авторы…
Это Суханов – и если есть, кому
играть – это переливы первой струны и практически всё в ми-миноре – вообще, всё
можно играть по всему грифу… если толк есть… И стихи хорошие…
Берковский – это если у Олега
поперло, и все собрались – толку петь в пять голосов хватает, и катимся по
ритму…главное – не загонять…
Гладков – ну, на вокзале хорошо
идет. Под гулкими потолками. Особенно, когда весь ансамбль в сборе.
Бальцер – это джаз. И каждый поет
по-своему и играет что-то свое… Что объяснять – джаз – и есть джаз… а иногда – рок…
Городницкий – это песни места или
о месте – началось, и чуть ли не дым костра чувствуешь…
А ещё Крупп иногда всплывает в
развитие – это как в антикварной лавке – типа, это было когда-то повседневным,
а сейчас уже – особо ценное, и наше к тому же…
Клячкин – это как картинная
галерея маслом – каждый раз видишь что-то новое…
Васильев – вот, после Клячкина –
в самый раз. Всегда понятно, что хотел сказать.
Ланцберг – написано уже про это…
когда даже не песня про что-то, а уже отражение эмоций … или ассоциаций – сразу
со второго ряда. И без вранья. Ну, …так кажется …и до сих пор.
А там и Устинов – ну, его надолго
не хватает – слишком больно…
Луферов – это после Устинова
хорошо, когда ещё болит, но уже что-то внутри уже просит выхода…
Вася Мешавкин – это когда устали
париться и пошла ирония в дробном размере…
Серега Минин – до этой темы не
всегда добирались. И не везде. Это
нельзя было петь в вагоне электрички. Возникало оцепенение. Из-за него всё и
затевалось. Это – только когда тихо и только свои.
Бикчентаев – это вторая волна,
как второе дыхание, и если ещё хватает сил, то эта волна выше, чем всё, что
было – там и голоса
и концертный аккомпанемент…
Визбор – а он везде… и всегда
уместен и ко всему стыкуется, и легко раскладывается, и всеми играется, и
непрост при этом, за что и поём…
А то еще Окуджава всплывет – чего
про него говорить, …разве что про ансамблевые многоголосья... так, не этом
дело…
А иногда – до Мирзаяна доберемся
– там уже не хор, а типа – «спой, Валера» и – крыша набок.
И те, у которых поем по одной-две
песни – тоже туда же – как связки.
…А то вдруг – не по авторам, а
«паровозную серию» или, вдруг, (помню, было такое и в поезде из Березников было)
«военную серию»… а уж «туристские песни» – это даже напрягаться не надо… Боков,
Вахнюк, Кукин …или вдруг «на ха-ха» пробьет – там вообще всё в куче, вплоть до
кричалок…
А если Розанбаума запели – значит,
долго сидели. Он, кстати, раньше хорошие песни писал… но их под конец мало
пели, а в основном «одесские»…
А совсем в конце – или приезжали
(это если в поезде поем) или засыпали. Просто не спеть столько, даже треть
этого, за половину ночи.
Так и помню: «Ну, че? …спать
пойдем? Вон – утро уже…».
…Роса на палатке и на деке. Глаза слезятся
от костра…Ползешь по надувным матрацам на четвереньках
ко входу в спальник, а перед глазами ещё стоит зыбкий образ путешествия по
старым дорогам знакомой музыки
…и по стихам, которые всегда с собой …
…Так, прямо этот мир и
проваливаешься…
. |